Декоративно - прикладное искусство Тюменской области
Виды декоративно-прикладного искусства Тюменской области


Прежде чем рассматривать виды декоративно-прикладного искусства, необходимо раскрыть само понятие декоративно-прикладное искусство. Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел изобразительного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и художественное назначение.
Собирательный термин, условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное. В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни.
Произведения декоративно-прикладного искусства составляют часть предметной среды, окружающей человека, и эстетически ее обогащают.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям:
  • обладают эстетическим качеством;
  • рассчитаны на художественный эффект;
  • служат для оформления быта и интерьера.
Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства:
  • по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево);
  • по технике обработки материала (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия);
  • по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки).
Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров.
Изучение специфики народной культуры Тюменской области, в том числе декоративно-прикладного искусства, промыслов и ремесел связано с историческим прошлым этой территории. Так называемая базовая культура коренных народов (в первую очередь самодийской, финно-угорской и тюркских групп) ассимилировалась на протяжении всего исторического развития. Освоение Сибири представителями казачества, затем возникновение поселений старообрядцев, «самоходов» из центральных областей, русского Севера, Украины и Белоруссии, польские ссыльные, декабристы, поволжские немцы и калмыки и, наконец, поток рабочей силы с Кавказа, Башкирии, Татарстана в период освоения Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

Декоративно-прикладное искусство Тюменской области

Обработка кости:

  • резьба

Обработка дерева:

  • резьба по дереву
  • роспись предметов быта

Обработка металла:

  • просечное железо

Обработка ткани:

  • ткачество
  • ковроткачество

Тобольская резная кость

Резьба по кости занимает в искусстве одно из ведущих мест. Промысел это древний имеющий многовековые традиции. В X—XV веках косторезные мастерские существовали на ряду с мастерскими ювелиров в Киеве, Новгороде, Рязани. «Кость инрогова» или «рыбий зуб» часто упоминается как материал для крестов и в древних монастырских описях.
О мастерстве косторезов знали за пределами Руси, называя изделия из кости «резьбой руссов». В XVII веке возникает косторезный промысел в Холмогорах Архангельской губернии. Его мастера славились тонкой ажурной резьбой - «на проём».
Трудно сказать к какому времени относятся первые образцы художественных изделии из кости сделанные на территории Тобольской губернии. Они не сохранились. Когда в XVII веке в Сибири появились первые русские переселенцы, у местных народностей ханты и манси кость использовалась для изготовления наконечников стрел, рукояток к ножам. Тобольские мастера вначале делали украшения для оружия, пороховницы, табакерки. А вскоре занялись изготовлением круглой миниатюрной скульптурой.
В 1874 году землемер И. Е. Овешков открыл в Тобольске косторезную мастерскую, которую назвали «Сибирская». Художественные изделия из этой мастерской побывали на выставках в Петербурге, Казани, Нижнем Новгороде, Курске. В прейскуранте мастерской указывалось, что мастера производят работы «исключительно по собственным рисункам, мотивы для которых берутся из сибирской жизни, флоры и фауны»
Наш знаменитый земляк-художник М. С. Знаменский очень многое сделал для превращения ремесла резчиков в большое искусство.
В творчестве его ученика Порфирия Григорьевича Терентьева по существу сформировались главные черты тобольского стиля резьбы по кости: круглая миниатюрная скульптура, как основная форма, реалистичность изображения, строгость в отборе художественных средств.
Параллельно с северной темой в творчестве П. Г. Терентьева есть сюжеты, близкие к русскому искусству критического реализма, творчеству художников передвижников.
Одна из острых сатирических композиций П. Г. Терентьева «Один с сошкой, семеро с ложкой» исполнена по мотивам популярной и запрещенной карикатуры того времени. Жанровые скульптуры — «Пляшущие крестьяне», «Нищий средних лет», «Мальчик в большом не по росту пиджаке», «Сплетня» и другие сделаны непосредственно с натуры. А работы «Барон», «Лука» — под впечатлением образов горьковской пьесы «На дне».
Мягкая моделировка, умение выявить красоту материала, тщательная детализация и нечто особое: лиризм, юмор, интимное настроение — отличают работы лучших тобольских мастеров.
В Петербурге на франко- прусской выставке их изделия были удостоены золотой медали. Об этом сообщили «Тобольские губернские ведомости» за 1896 год. В условиях конкуренции кустарные мастерские долго существовать не могли. Косторезы вынуждены были часто переходить от одного хозяина к другому. Чтобы сохранить промысел комиссия Губернского музея пыталась помочь мастерам, но не удалось — «в верхах» ответили, что промысел не «может иметь серьезной будощности…».
В первые годы Советской власти начинается возрождение косторезного промысла В 1921 году Тобольский отдел народного образования пытался организовать художественно-промышленную школу.
Большие события, происходившие в стране, дали мастерам новые темы и сюжеты. Художники-косторезы в своих произведениях отразили, великие перемены, которые принесли народам Севера Советская власть. Поиски возможностей для выражения нового привели к созданию больших многофигурных композиции — «Изучение Конституции в ненецком колхозе) Лопатина В. Н., «Школа в тундре» Трегубова С.И. 30-е годы именно такие произведения стали основной формой отображения событий действительности.
В послевоенное время косторезный промысел значительно развивается. Чаще всего работ первых послевоенных лет показывают мирный труд людей — В.С. Синицких «Электрификация тундры». Но и прошедшие события войны живы в памяти поэтому встречаются сюжеты как «Письмо из дома» Г. А. Хазова.
В 50-е годы появляется часть изделий не соразмерных с тонким искусством резьбы по кости. Они скорее похожи на парковую гипсовую скульптуру. Но мастера начинают искать новые сюжеты и стремятся к соответствию материала и формы. Их привлекала сказочная тематика и образы полные обаяния и народной сметливости.
«Вершки и корешки», «Репка» В.С.Федорова отличают наблюдательность и занимательность сюжета. Новые композиционные решения становятся более пластичными и декоративными. Мастера стали особенно внимательно относиться к материалу, выявлять наиболее полно его эстетические свойства.
Занимательность сказочных композиций тобольских косторезов — неотъемлемое их качество. Оно необходимо любой миниатюрной скульптуре.
В работах последних лет сказочную тематику мы встречаем реже и ее герои чаще приходят из северных предании. Это «Эльхен» (мансийский домовой) и лукавый Энко В. А. Русаева. Тематика современных произведении тобольских косторезов связана прежде всего с жизнью Севера — это главенствующая тема. Мастера используют традиционные многофигурные композиции — «Оленьи упряжки».
Жанровые композиции остаются традиционными для тобольского промысла. Работы Г. Г. Кривошеина «Ненец с арканом», «Ненцы» удивительно эмоциональны, изящны. Автор обладает тонким чувством пластичности подчеркивает красоту материала, богатство фактуры кости — это придает работе особую выразительность.
Чаще всего в произведениях современных мастеров показан труд жителей Севера. Композиция «На Оби» Г. Г. Кривошеина и Ч. В. Распопова интересна не только по теме, но и прекрасно исполнена. Обработка каждой детали доведена до полной завершенности. Мастер-косторез, как правило, создает вещь прекрасную не только по использованию драгоценного материала, но и образнопластически цельную.
Тобольская кость импонирует оригинальными сюжетами как в одиночных фигурах, так и многофигурных композициях. В промысле присутствует сказочная тематика, животные тайги и тундры, традиции и быт жителей Севера. Произведения тобольских резчиков привлекают внимание не только занимательностью сюжетов. Аккуратно отполированные, с мягкой моделировкой и тщательной детализацией костяные скульптурки радуют глаз гармонией движения и одухотворенностью.

Деревянное зодчество

Систематическое освоение Западной Сибири происходило в процессе присоединения ее к русскому многонациональному государству.
В 1586 году здесь появился первый город – Тюмень. Началось строительство острогов, слобод, крестьянских домов. Kpай представлял собой непроходимые леса, поэтому в качестве основного строительного материала было использовано дерево. Но к настоящему времени от деревянных сооружений XVI-XVIII веков в Тюмени ничего не осталось. Пожары следовали один за другим и уничтожали деревянные постройки, другие разрушены временем. Сохранились лишь дома XIX века. XIX век – время расцвета домовой резьбы.
В Тюмени, бывшей место поселения выходцев из многих губерний России, встречаются все существующие виды домовой резьбы. Однако тюменская резьба по мотивам своим и манере исполнения не копирует европейскую, а по художественной ценности ни в чем не уступает ей.
На воротах и наличников домов, украшенных самой древей глухой резьбой, красуются розетки, иногда похожие на ромашку, а чаще - на лучистое солнце, с древних времен имевшее значение «оберега» – хранителя добра.
Любили мастера вырезать и сплетеные в изящный орнамент тонкие стебли и листья, и занавески с пререхватами и кистямиделая по-домашнему уютной даже улицу (дома по улице Челюскинцев, Сакко, Комсомольской).
Тюмень в XIX веке связывала Сибирь и восточные страны с русским западом. Здесь, в большом перевалочном пункте России, была сосредоточена торговля. Наиболее состоятельные купцы, желая выглядеть не хуже столичных, строили настоящие хоромы, заказывая для них пышный резной убор. Объёмная резьба, украшающая многие купеческие особняки, сочна и красива по своей пластике.
Народные мастера-подеревщики вырезали целые гирлянды с цветами и фруктами, колонки, обвитые топкими побегами растений, тяжелые виноградные грозди. В Тюмени же встречаются и изображения кедровых шишек - мотив, имеющий чисто местное происхождение.
Не только отличными ремесленниками были резчики они обладали богатой фантазией и неоспоримым художественным талантом.
Но кропотливая работа требовала много времени, что удовлетворяло далеко не всех заказчиков. С развитием капиталистических отношений стала цениться быстрота исполнения декоративных украшении, иногда даже в ущерб их художественным достоинствам. Многие художественные промыслы России в это время приходят в упадок. Тогда-то и получает широкое распространение в домовом декоре пропильная резьба. Она выполняется быстро, по заранее приготовленным шаблонам, да и стоит дешевле. Но и ажурная пропиловка, выполненная настоящим мастером, тонко прорисованная и умело введенная в постройку, оживляет ее, придает нарядность, легкость. (Дома по улицам: Володарского, Хохрякова, Челюскинцев, Комсомольской, Сакко).        
В наши дни город приобретает новое, соответствующее времени лицо. Но старые деревянные постройки, имеющие художественную ценность, должны бережно охраняться. Ведь это национальное достояние, завещанное нам предыдущим поколением, поколением талантливых народных мастеров. Традиции тюменского деревянного зодчества должны иметь свое продолжение.

Тюменские прялки

Из всей крестьянской утвари прялки — самые «одушевленные». К ним в песнях и прибаутках своих обращался народ, как к живым существам.
Украшенные резьбой и росписью прялки дарили к свадебным торжествам, передавали по наследству, хранили бережно. Даже когда от времени исчезала часть росписи или расщеплялась лопасть, к которой привязывалась кудель, старая хозяйка ни за что не хотела расставаться с прялкой.
Прялка могла быть вытесана из цельного куска дерева (такие прялки называют корневыми, «корневушками», «коренушками»), легкая, изящных пропорций, некрашеная. Резные круг и зубчатые дорожки выполнены уверенной рукой. Так же встречаются прялки, которые были расписаны краской.
Прялки Тюменской области по форме, мотивам и манере росписи отдаленно напоминают некоторые типы олонецких и вологодских. Это не случайно. Вслед за присоединением Сибири к русскому государству и появлением здесь первого русского города Тюмени - в 1586 году, сюда стали приходить переселенцы. Они несли с собой определенные трудовые навыки и представления о красоте. Шли же, в основном, крестьяне из северных и северо-восточных уездов России, в частности, из Вологодского края.
Однако в Сибири произошло сложение нового типа прялок. Не обладая изощренной резьбой и росписью поморских, городецких, мезенских, они более сдержанны по характеру исполнения декора. По форме все сибирские прялки лопастные. Лопасть чаще всего завершена тремя выступами - по краям и в центре. В северных районах Тюменской области (Уватском, Тобольском) больше корневых (из цельного куска), резных прялок. В южных (Исетский, Упоровский, Ялуторовский) - с точеной ножкой (донце приставное), расписных. Есть, конечно, и различные отступления. Кроме того, и в южных районах и в северных встречается много резных и расписных деталей ткацких станков. Роспись часто сочетается с резьбой, покрывая ее.
Элементы украшения сибирских прялок немногочисленны. Связанные в единую композицию, они свободно воспринимаются по отдельности. Мотивы украшений, общие для всего русского народного искусства, появились и в Сибири. Однако здесь они стали применяться в новых комбинациях и соотношениях.
Резные прялки покрыты, как правило, геометрическим орнаментом. Круглые с прямыми лучами и вихревые розетки, зубчатые линии, чешуйчатые ромбы, сетчатые квадраты, четырехлепестковые розетки, квадраты, пересеченные по диагонали, треугольники - древние символы солнца, грома, рек, звезд. К XX веку они утратили свое значение, превратившись в обычные элементы украшения предметов.
В начале XX века резко меняются приемы резьбы. Элементы могут быть скупыми, немногочисленными, как в первой половине XIX века, но сама резьба плоская, сухая. Иногда она походит, скорее, на рисунок ножом.
Расписные прялки в основном встречаются в южных районах области: Исетского, Упоровского, Ялуторовского. Расписывались они обычно масляными красками, в свободной кистевой манере. Часто использовались зеленые или красные фоны, иногда встречаются черные и голубые. В росписях прялок северных районов колорит более темный, сумеречный, в южных - фоны ярче и светлее. В основном употреблялась цветочная роспись. Цветы располагаются по вертикали, по три-четыре; в стороны от них расходятся ветви с листьями и бутонами. Часто встречается роспись букетами, поднимающимися из ваз. Иногда рядом с цветами, ветвями, листьями появляются изображения птиц. Довольно ограниченный набор элементов не мешал мастерам разнообразить композиции. Таким образом, прялки превращались в произведения искусства.

Роспись по дереву на примере урало-сибирской росписи

Урало-сибирская роспись – один из наиболее ярких примеров народного промысла. Её элементы и сейчас ещё можно увидеть на старинной посуде, предметах быта, кухонной утвари где-нибудь в крестьянских домах отдалённых небольших деревень. Эта роспись зародилась в культуре русского народа примерно в 17-18 веках. Оно нашло широкое применение в оформлении интерьера и экстерьера изб простолюдинов, отразив естественное стремление людей к прекрасному, желание облагородить свой быт. Когда восточные окраины Сибири и Урала стали активно осваиваться переселенцами с Поморья и русского Севера, те перенесли на новую почву свои традиции, в том числе и художественные. И урало-сибирская роспись стала своеобразным сочетанием живописной манеры местных народов с прибывшими. В конце 18-начале 19 веков в поисках лучшей доли обживать новые края отправлялись в Сибирь и на Урал крестьяне южных областей России и Украины. Они тоже внесли свою лепту в культурную среду тех мест, где обосновывались на поселение. Это наглядно проявилось в тех новшествах письма, которыми отличается урало-сибирская роспись конца 19 века.
Урало-сибирская роспись отличается по так называемой «двойной» технике наложения мазков. Множество дополнительных элементов, кроме основного, в композициях, разнообразная цветовая гамма так же отличительная черта росписи. Картинки, приведённые в статье в качестве примеров, тоже помогают продемонстрировать своеобразие народной живописи. Третья отличительная черта работы крестьянских самородков – свобода, импровизация в рисунке. Художник вначале наносит на изделие фон масляными красками, а сверху по нему воплощает свои творческие идеи. В этом и заключается сложность техники: художник творит сразу набело, без подготовительных черновиков.
Содержит урало-сибирская роспись элементы растительного мира, стилизованные фигуры людей и животных. В каждой отдельной работе художник концентрируется на игре контрастов, стараясь максимально выявить богатство того или иного цветового оттенка. Поэтому на рисунках, украшающих подносы, посуду, шкатулки, оконные ставни и прочее, как правило, нет буйства красок – их используется 3-4 максимум. Но именно благодаря контрастности и достигается сочность, выразительность, живость изображения. Наиболее показательна в этом плане урало-сибирская роспись по дереву. Скромный букетик полевых цветов, пригоршня ягод земляники, зелёная веточка – всё выглядит трогательно, мило и очень красиво. Особенно на тёмном фоне – чёрном, коричневом, синем.
Чаще всего местными художниками изображалась природа – окружающая или та, которая была родной для переселенцев когда-то. Часто можно на предметах народных промыслов увидеть птиц. Среди них гордый обитатель крестьянского подворья - петух - в нарядном оперении, краса русских лесов - фазан - в своём ярком «наряде», нахохленные совы, фантастические пророчицы-сирины с печальными женскими лицами. Из зверей художниками Урала и Сибири рисовались медведи, волки, собаки. Фигуры людей, как правило, представляют собой красных девушек и добрых молодцев в национальных костюмах или рабочем одеянии.
Принцип золотого сечения, пропорциональность во всех элементах композиции обязательны для урало-сибирской росписи. Основной рисунок располагается в центре. Растительные элементы орнамента – трава, ветки, стебли цветов, листья – уравновешивают детали, делают фон более ярким, разнообразным, насыщенным, интересным, а изображение - пропорциональным. Благодаря им все детали рисунка воспринимаются как одно гармоничное целое.
Ещё в старину художники уральских и сибирских краёв придумали и широко использовали технику «разбела». Что она представляет собой: когда фон росписи тёмный (зелёный, оранжевый, бордовый, синий), то в него добавляются капли белой краски. Благодаря этому приёму палитра приобретала пастельную мягкость, некоторую приглушенность тонов. А если фон картины выбирался в светлой гамме – голубой, древесной, золотистой, белой, то народные мастера применяли «разживку» - тёмные мазки. Для чего это требовалось: чтобы добиться гармонии в переходе от одного цвета к другому, от центра рисунка к его краям.
Лучшие образцы урало-сибирской росписи демонстрируют нам уникальную красоту и мастерство народных творений. Традиции эти живы и сейчас благодаря современным художникам.

Тюменские дымники

В старых кварталах Тюмени над крышами многих домов, на печных трубах разместились небольшие сооружения из листового железа — это дымники.
Ажурные силуэты их выделяются на фоне неба, украшая дома и оживляя всю улицу.
Дымники, в силу своей величины, места расположения и отношения ко всей постройке в целом, могут показаться чисто декоративными элементами в убранстве дома. Но прямое их назначение имеет практический характер. Они и защищают дымовые трубы от разрушительного действия дождя и снега, и играют роль своеобразных противопожарных устройств, препятствующих распылению искр.
Для выполнения этих функций достаточно было бы обычного железного щитка, закрепленного над трубой в горизонтальном положении. Однако народные мастера издавна стремились украшать даже самую бытовую вещь, делать ее не только прочной и полезной, но и красивой. Дымник же — венец дома, он вознесен на трубе-постаменте, виден издали. Конечно, такая заметная деталь должна быть нарядной.
Завершают картину железопросечного убранства дома водосточные трубы. Воронки их снабжены либо ажурным орнаментом по краям, либо крышками с декоративными венцами. Иногда встречаются двух- и трехэтажные воронки со сложным сквозным рисунком. Круглые, четырех- и шестигранные трубы украшены не только просечкой и резными накладными деталями, но и выколоткой — выпуклым орнаментом.
Железопросечное искусство появилось, как можно предполагать, во второй половине XIX века. В это время «железным кружевом» начали украшать фронтоны домов, крыльца, ворота, усадебные ограды, водосточные и дымовые трубы. Как выглядели первые тюменские дымники, сказать трудно — тонкое листовое железо довольно быстро прогорает от искр, и дымники выходят из строя. Самый ранний из достоверно датированных дымников относится к 1925 году. Год изготовления его высечен на флажке-флюгере.
Водосточные трубы более долговечны. Некоторые из них, украшающие здания конца XIX — начала XX веков, можно отнести ко времени постройки. В искусстве просечного железа сложились определенные традиции, которым стремятся следовать современные мастера. Дымники — это своеобразные архитектурные сооружения в миниатюре. Они состоят из несущих и несомых частей и декоративных элементов. Столбики-опоры соединены понизу узорной решеткой. Над восьмискатной кровлей вздымаются гребни с просечным орнаментом, состоящие из четырех отдельных и расположенных крестообразно частей. В центре они скреплены шпилем. Дымники объемны, трехмерны, но с большого расстояния, на фоне неба, они часто воспринимаются силуэтно. Мастера, хорошо зная это, всегда заботятся о красоте и ясности рисунка ажурных узоров. При взгляде на дымник в любом его повороте, даже когда теряется четкость основного рисунка (в одной из фронтальных плоскостей), на смену ему возникает новый узор, подобный кружеву.
Железопросечное искусство бытует и в других областях: Московской, Горьковской, Ярославской, Вологодской, однако тюменские дымники отличаются целым рядом значительных особенностей.
Дымники европейской части России часто имеют округлые, шаровидные и овальные формы. Орнамент их подобен искусно сплетенной паутине.
Тюменские дымники отличаются четко выявленной конструкцией, которой подчинен декор. Украшаются же они не только чисто орнаментальными мотивами, но и фигурками птиц, животных. В Тюмени, еще в начале 70-х годов, можно было встретить более пятидесяти видов дымников, обладающих в каждом случае своим образным решением. Тем удивительнее, что при таком видимом разнообразии набор элементов, составляющих узор декоративных гребней и решеток, невелик. В основном это кольца, волютообразные завитки, «сердечки», стрелы, просечной пунктир, звездочки, полукружия, ромбы.
Однако, пользуясь столь небогатым арсеналом средств, мастера, варьируя сочетания этих простых элементов, уменьшая или увеличивая их размеры, ставя дымник то на высокие опоры и вытягивая в высоту его венец, то «приземляя» его, умели добиться своеобразия в облике каждого из этих небольших сооружений.
Одна из особенностей тюменских дымников состоит в том, что в их орнаменте проявляется влияние восточных мотивов. Некоторые элементы орнамента повторяют широко распространенные на Востоке и в Средней Азии мотивы облаков, рогов барана, стилизованных побегов с листьями. Проникновение древних восточных орнаментальных мотивов объясняется близостью географического положения Западной Сибири к странам Дальнего Востока и Средней Азии, торговые пути которых пролегали по ее территории. Орнаментальные мотивы с тканей, ковров, бумажных украшений, посуды постепенно стали использоваться местными мастерами. Их символика при этом утрачивалась, а сами они несколько видоизменялись.
Выбирая мотивы украшений дымников, мастера обращались к непосредственным жизненным наблюдениям.
И тогда появлялись на шпилях и гребнях дымников изображения голубей, петухов, всадников на конях, цветов и трав, фигурок, напоминающих стилизованную человеческую. В настоящее время мало появляется новых дымников и резных водосточных труб. Однако можно еще найти мастеров, занимающихся искусством просечного железа и сохраняющих традиции тюменских мастеров.

Ручное ткачество

Народное ручное ткачество является неотъемлемой частью материальной и художественной культуры любого народа. Сопровождая человека от рождения до смерти, текстильные предметы участвуют в его физической и духовной жизни, столетиями выражая собой характерные особенности мироощущения этноса, формируя и транслируя через время художественно-эстетическую картину мира. Народное ткачество Сибири аккумулирует в себе все известные в европейской России виды ткачества, они появились здесь вместе с потомками русских переселенцев изо всех волостей России, активно заселявших Сибирь в начале XVII века. Сложные климатические условия, долгие ночи зимой и разделенность населенных пунктов расстояниями сибирских просторов, вместе с предприимчивым характером сибиряков создали особую материальную культуру, впитывающую и сохранявшую все наиболее яркое, ценное и красивое. Такие разделы ручного ткачества как поясное, ковровое, паласное, ремизное составляют золотой фонд ремесленной культуры русских сибиряков.
Поясное ткачество.
Пояс - неотъемлемая часть крестьянского костюма, признак принадлежности человека миру культуры, показатель статуса человека в обществе, демонстрация признания его владельцем законов и правил поведения в обществе, оберег от болезней и всякого несчастья.
Основная функция пояса - маркировка социальных статусов человека. Пояс дифференцировался по половозрастному признаку, обозначал статус человека на различных этапах социальной жизни. Надетый на голое тело при крещении пояс носился до смерти, не снимался даже в бане. Другой пояс завязывался поверх одежды. Надетый поверх свиты, кожуха был богаче и наряднее, но не воспринимался как ритуальный. Орнаментация и цветовое решение пояса также во многом определяется участием в обрядности или традицией бытования в определённой группе населения (старообрядчество, выходцы из южной или северной части России), назначением (будничный, праздничный, нательный, горничный, уличный).
Для производства поясов использовалась домашняя шерстяная и льняная пряжа, покупной гарус и фабричные хлопковые нити, китайский шёлк. Сибиряки любили яркие оттенки красного в изготовлении поясов, и вообще в текстиле. Повседневные пояса и опояски изготовлялись чаще из льняной и конопляной («портяной») окрашенной пряжи и из простой шерстяной пряжи. Орнаментика этих поясов составляет простые полоски продольного или поперечного расположения - в зависимости от плотности основы и утка. Изредка встречается орнаментация ступеньками выборного ткачества наподобие половиков - тропок.
Ковровое махровое ткачество в Сибири.
В XVII веке в нашем крае появилось ковроткачество, которым владели русские переселенцы из Курской и Саратовской губерний. В XX веке этот промысел стал особенно популярен на территории Тюменского, Ишимского и Шадринского уездов. Особенно славились своими мастерицами села Каменской, Успенской, Богандинской, Троицкой, Тугулымской, Липчинской волостей Тюменского округа. В начале XX века ковровые промыслы, как в России, так и в Сибири развивались особенно бурно.
Ковровое ткачество Сибири разнообразно по цветовому строю, композиционному построению, но родственно по технологии изготовления русскому махровому ткачеству низкой плотности и высокого ворса, с комбинированной гладкой и ворсовой, или только ворсовой (махровой) поверхностью.
Бывало, что по великим праздникам коврами украшали и стены домов с наружной стороны. Расцветала улица мастерством местных жителей. Так было, когда по Сибири путешествовал со своим наставником Василием Жуковским наследник русского престола Великий князь Александр. Местные жители встречали его торжественно, коврами устлали дом, где он остановился, и шлюпку, в которой наследник переправлялся на другую сторону Туры по пути в Тобольск.
Тюмень и Тюменский район были, известным даже в Европе, центром производства махровых ковров. Тюменские ковры продавались на ярмарках и в Центральной России, в столицах и даже за границей. Ковры пользовались очень большим спросом, изготавливались в большом количестве и охотно раскупались на базарах и ярмарках.
Для тюменских ковров характерен чёрный фон и яркие разноцветные растительные узоры. Яркость цветочных узоров на чёрном фоне также является характерной особенностью тюменского махрового ковра. На тёмном поле ковра представлена цветущая флора Сибирской земли: розы и маки, васильки и колосья. Это его излюбленные мотивы. В центре ковра помещались, окружённые листьями и бутонами, маки или розы. По углам - по одному крупному цветку или бутону. Кайма, как правило, была узкой, в виде линий или орнаментальной полосы. Особого внимания заслуживают ковры с изображением голов лошадей. Вытканные из грубой шерсти, толстые и прочные ковры охотно покупали ямщики, извозчики для покрывания и украшения саней в зимнее время. Ворсовыми коврами украшали интерьер крестьянских изб.
Для коврового ткачества юга западной Сибири свойственно художественное оформление поверхности ковра и в характере русской лубочной картинки, с той технологически объясняемой грубостью рисунка, которая может быть получена при малой плотности вязки узлов. В композициях старинных ковров встречаются картинки праздничного гуляния барышень и коробейников, изображения породистых коней или запряженных свадебных троек в цветочных венках. Цветовая гамма таких ковров - золотисто-коричневая, что объясняется традицией русского ковра европейской части России.
Наиболее же часто цветочное оформление поверхности ковра на тёмном фоне - в основном чёрном, но бывало и тёмно-синем, вишнёвом и т.д. Среди цветов излюбленными являются розы, на втором месте маки, и дополняют их колоски, незабудки, васильки. В коврах, произведённых в XX веке, встречаются уже лилии, гвоздики, георгины
В промысле тюменского махрового ковра встречается несколько вариантов композиционного декоративного оформления поверхности. Общее декоративное решение ковра можно разделить на группы - цветочные, геометрические, сюжетные. А технологически - на собственно ворсовые и комбинированные.
Паласное ковровое ткачество.
Половики или дорожки - самый распространённый и непритязательный вид ручного домашнего ткачества. Они есть в каждом крестьянском доме. В прошлом, XIX и XX веке, половики подразделялись на будничные и праздничные. В будни использовались суровые полотняные или рядные, белые и пестрые рогожи. В праздники дом застилался тёплыми шерстяными половиками – тропинками. В зависимости от традиции каждой местности, половики могут быть орнаментированы простыми поперечными полосками, выложенными из толстых цветных ремков (рваных цветных ленточек из отслужившей свой век одежды). Или же достаточно сложными уступчатыми геометрическими узорами из цветных шерстяных самопряденых ниток.
По всему югу Тюменской области, от Исетского до Викуловского районов, ещё жива традиция украшения дома шерстяными домоткаными половиками. Такие дорожки традиционно сплошь застилали зимой полы в избах и покрывали лавки. Часто дорожки сшивались в большие паласы по размеру комнаты, при этом орнаментальные формы соседних дорожек стыковались между собой в сплошной раппортный ромбический узор.
Домодельные нитки из шерсти красились в яркие контрастные цвета, составляя торжественно - приподнятый цветовой строй шерстяных добротных постилок.
Таким образом, такие разделы ручного ткачества как поясное, ковровое, паласное, ремизное составляют золотой фонд ремесленной культуры русских сибиряков. В ремесле отражена культура и быт многих народов заселявших Тюменскую область.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website